Покупки надо делать с горячей головой. Немедленно и не думая. Так, по крайней мере, думает продавец. На это рассчитано большинство рекламных ухищрений. Срочно, быстро, сейчас же – завтра поздно. Ныряй – не задавай вопросов. Как только покупатель задумался – пиши пропало. Множество беспощадных суровых смыслов атакуют розовый романтический каприз. Боже, какая прелесть! Ну и что, что жрать нечего? Ты посмотри, какой шик и блеск! Ну и что, что что?
Бывает, что здравые подпорки не выдерживают, и в вашем доме все-таки появляется этот якорь из янтаря. Сначала стена слишком старомодна для изделия, но после первого же ремонта полюса меняются – и изделие уже висит и выглядит, как память дедушки. Шедевр быстро утрачивает былой блеск из-за пыли. Выбросить жалко, класть некуда. Взгляды спотыкаются об этот памятник затмению и торжеству слабоволия. Вызывает чувство досады и жжение раздражения.
В 2014 году, когда никто не знал, у какого побережья угомонится "русская весна", в Прибалтике звонили по всем номерам, вызывали все службы, назаказывали черт знает чего. В итоге стали приходить разные интересные товары с еще более интересными ценами.
Американцы прислали в Латвию модненькие радары, которые все видят, все слышат – ни одна муха не пролетит. Отчитались юридически: программы, госзакупки, оборонный бюджет, 158 миллионов евро. Отчитались общественно: в рамках укрепления противовоздушных сил, отражения российской агрессии, поднятия боевого духа, верности североатлантическим принципам.
Техника прибыла – мажорный аккорд. Дальше этого хэппи-энда должны были следовать титры и указания на конец фильма. Но журналистские ищейки начали чего-то там вынюхивать и раскапывать. И выяснилось, что радары-то есть, а ставить их некуда. Земли нет. Вернее есть, но надо ее выкупать, вырубать и строить площадки. Коньки есть, клюшка имеется, шайбу достанем, у ребят энтузиазма и времени навалом. Но ладно бы бортиков – льда нет. Такой хоккей нам не нужен.
Погодите, так как это – укрепили ПВО, а куда укрепить ПВО? И можно ли незакрепленное ПВО считать укреплением ПВО? Деньги ушли, отчеты – где надо, офицеры довольны, политики лоснятся, а радары – на складе? А если завтра вероятный враг? Мы к войне готовимся или к чему-то еще? Так и объявите, что тревога с Россией учебная. Деньги-то потрачены настоящие, а не учебные. Учебным как раз этих денег не хватает, они в своем образовании уже не тихо ворчат.
Кто-то обратил внимание, что радары-то не простые, а переносные. Мол, а зачем тогда площадки? Можно ведь переносить туда-сюда – пусть русские путаются. Подразделение организовать, назвать, к примеру, "атлантами", пусть носятся. На что военные сразу отреагировали – радарам переносным нужно больше площадок, земли больше, а с землей вашей – волокита сплошная. Из земельных книг страницы выдраны, некоторые склеились, некоторые собственники склеили. Чья земля, где хозяин? Понятно, что латышская, а чья еще? Чёрт ногу сломит.
Думаю, что радары действительно переносные, но не в том смысле, а именно что в переносном. Война-то ведь у нас с Россией какая? Гибридная. То есть не в прямом смысле. То есть переносная война. Значит, в борьбе с переносными вертолетами должны помогать переносные радары. Что? Деньги уплачены не переносные? Как не переносные? Их же перенесли из латвийского бюджета в американский. Тут противоречий нет. Все сходится. И покупки правильные в прямом и переносном смысле. В прямом – что вовремя озаботились самообороной умов граждан от рук агрессора. А в переносном тоже ловко вышло – перенесли средства с горячей головы в холодные руки.
Автор Петр Малеев, радио Sputnik, Латвия