В этом году 1 сентября в Польше не станет днем знаний. По крайней мере о Второй мировой. Хотя торжественно и масштабно отмечать здесь будут только ее восьмидесятилетнее начало, но так, чтобы никто не догадался, как и благодаря кому она закончилась. О том, что официальная Варшава отказалась пригласить Россию на памятные мероприятия, стало известно не вчера. Накануне нам объяснили, почему. И, как говорится, лучше бы они молчали. Но пропустить замечание из Москвы о том, что негоже такие общечеловеческие события вспоминать "келейно", оказалось выше их сил.
"Обращение к исторической логике МИД России в контексте сентября 1939-го года мы считаем проблематичным", – совсем закопал политику партии и правительства глава канцелярии их президента некто Щерский. Беда, если они уже и сами признают, что с логикой у них – проблемы. Хотя в ее полном отсутствии их не упрекнешь. Не мы же тогда начали. Вот нас, как тогда, и не позвали. Германию, что вторглась, позвали. А Россию, которая освободила – нет. Правильно. За что? Нас же никто не просил их освобождать. Да и кто бы просил, если у них там уже одни фашисты правили.
При этом и мы согласились считать началом Второй Мировой именно 1 сентября 1939-го, а не, предположим, 21 сентября 1938-го, когда Варшава, пользуясь Судетским кризисом, тоже предъявила чехам территориальный ультиматум. Или 30 сентября того же года, когда день в день со сговором в Мюнхене Польша одновременно с немцами вторглась в Чехословакию.
Пусть это теперь совсем другая Польша, но власть ее ведет себя так же – по-свински. Говорит, что зовет на 80-летие лишь союзников по ЕС и НАТО, потому что руководствуется не историческими событиями, а современной реальностью. Это примерно как надеть модный цивильный костюм прямо на грязное белье. Внешне пристойно, но запах... Впрочем, когда все с таким исподним, то никому и не пахнет – принюхались. Но Россия-то знает их подноготную. Вот от нее и прячутся, как нечисть от света, чтобы у них там ничего не повылазило.
По-хорошему, мы, конечно, должны там быть. Как минимум потому, что без нас там не было бы никого. Не приди мы сюда в сороковых без приглашения, его и теперь давать было бы некому. Но теперь они есть, а приглашения опять нет. Мы, в принципе, можем простить им и эту слабость. Ну когда еще Варшаве самой формировать международную повестку дня. Хотя бы одного. Только, если они отмечают его без нас, возникает вопрос, они по какому случаю переживают: что фашисты с них начали или что Россия этим фашистам все испортила? В любом случае, мы без их приглашения на 1 сентября плакать не станем. У нас со слезами на глазах совсем другой день.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik