Марлен Хуциев принадлежит к великой кинематографической эпохе 1960-х, которая дала миру таких корифеев как Трюффо, Годар, Вайда, Форман, Бертолуччи. В Италии его называли "русским Антониони", а Федерико Феллини находил в его фильмах созвучное себе настроение и в знак признания посылал российскому коллеге цветы.
Творчество Марлена Хуциева – веха в истории отечественного кино. Оно сформировалось в период так называемой "хрущевской оттепели". И по работам режиссера можно изучать ту эпоху, искать ее внутренний смысл. В 1956 году выходит "Весна на Заречной улице" – первый фильм о рабочих, снятый без ложного пафоса, поэтичная, психологически тонкая лента, в которой важен не столько сюжет, сколько атмосфера. Режиссер стремился отразить судьбы людей на фоне жизни страны. "Я все время искал связь между личным и общим. Это моя внутренняя потребность". В этих словах мастера – суть того, что он всю жизнь делал в кино. "Личный сюжет в моих картинах выливается в картину жизни общества, – говорил режиссер. – Это достигается разными способами, скажем, обстановкой, атмосферой происходящего. Я стараюсь погрузить персонажей в живую среду, поэтому сюжет уже не является только историей двух людей. Мне нужно, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Я люблю войти в проблематику через живую ткань жизни" .
Режиссер Марлен Хуциев на съемках фильма "Июльский дождь"
В 1964 году режиссер снял ставшую культовой картину "Застава Ильича" – об обретении своего места в жизни, о морально-нравственных поисках поколения 20-летних. Ему удалось полностью растворить героев в общей массе современников. Он вышел со съемкой из павильона на улицу, смешивая актеров с толпой демонстрантов и с посетителями знаменитых поэтических вечеров в Политехническом музее. Картина получила документальное звучание, и критики тут же причислили Хуциева к лидерам советской "новой волны".
"Застава Ильича" в 1965 году получает специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и "Золотую пластину" фестиваля европейского кино в Риме. А в Советском Союзе фильм подвергся строгой цензуре, и без купюр зрители увидели его лишь спустя 20 лет. Что же не понравилось власти в середине 60-х? Ведь в картине нет политической крамолы, напротив, ощущается вера "в социализм с человеческим лицом". И все же это был вызов – он читался и в самой эстетике фильма, и в новизне мироощущения. И это мироощущение дополнялось каждой новой работой Марлена Хуциева. Вслед за фильмом-надеждой "Застава Ильича" пришел "Июльский дождь" – фильм-разочарование, попытка ответить на вопрос "Что с нами происходит?" Затем "Послесловие" – один из самых пророческих и горьких фильмов, открывший новый тип молодого прагматика. А "Бесконечность", удостоенная приза имени Альфреда Бауэра в 1992 году, повествует о смысле быстротечной жизни, о том, что никогда не надо возвращаться в прошлое.
Фильмы Хуциева – это особый мир и особый взгляд на окружающую действительность. Зрители полюбили его интеллектуальные, одухотворенные бунтующей мыслью картины за искреннюю доброту и внимание к человеку. А еще за то, что они не укладывались в привычные рамки – ни в традиционный для 60-х жанр киноповести, ни в надрывное перестроечное кино. Не сложились отношения у режиссера и с нынешней эпохой блокбастеров, когда, по выражению мастера, "на место идеологической цензуры пришла цензура денег".
Кинорежиссер Марлен Хуциев отдыхает во время прогулки в парке
В последнее время Марлен Хуциев часто сокрушался: "Сегодня меня волнует то обстоятельство, что материальная сторона жизни преобладает над всем остальным, что нас разъедает корысть. Когда я учился, годы были очень голодными, но мы были абсолютно счастливы. Я мог увидеть на улице молодых людей, которые читали друг другу стихи. Сейчас я этого не слышу" . Сам же режиссер читал стихи так, что казалось, будто он сам их только что написал. Марлен Хуциев хотел снять картину о великом Пушкине, она должна была стать главной в его жизни. Но это так и осталось его мечтой. В последней своей картине "Невечерняя", которую режиссер снимал после почти двадцатилетнего перерыва, он выводит на экран двух других любимых им классиков: Чехова и Толстого. О чем лента? Собственно говоря, Марлен Хуциев всю жизнь снимал один и тот же фильм, суть которого – раздумье над жизнью. Впрочем, его творчество – это матрица самой жизни.