"Российская летопись". Посольство Богдана Хмельницкого в Москву

Еще до Хмельницкого запорожцы просили их принять в русское подданство. Но в Москве понимали, что это неизбежно повлечет за собой войну с Польшей. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Двадцать второго марта 1654 года в Москву прибыло посольство Богдана Хмельницкого для определения статуса запорожских казаков в составе России.
Ранее, 18 января, состоялась Переяславская рада, на которой было принято решение о присоединении территории Войска Запорожского к Русскому царству. Кроме казачьей старшины в раде приняли участие представители всех полков и земель, освобожденных от польских оккупантов, а также переяславские горожане и жители окрестных сел.
Репродукция рисунка "Переяславская рада. Богдан Хмельницкий выступает за воссоединение Украины и России".
Запорожцами была принесена торжественная присяга на верность царю. Царь Алексей Михайлович утвердил "Переяславский договор" из 23 статей. Их суть сводилась к следующему: запорожцы вступили в русское подданство, но при этом войско сохраняло внутреннее самоуправление. Впрочем, как показала история, это самоуправление часто становилось самоуправством по отношению к простым казакам.
Кстати, еще до Богдана Хмельницкого запорожцы просили их принять в подданство русского царя. В 1592 году об этом просил Криштоф Косинский, один из лидеров казачества, а в 1620 году – гетман Петр Сагайдачный. Но русские цари не сразу одобрили это присоединение. Потому что в Москве понимали, что это неизбежно повлечет за собой войну с Речью Посполитой. А в те годы Польша была еще сильным государством. К тому же ее население тогда было больше населения России: 10 против 9 миллионов.
И действительно – сразу после принятия царем Алексеем Михайловичем запорожцев в свое подданство началась война с Польшей. Она продлилась аж до 1667 года. Ее итогом стало присоединение к России Левобережной Украины во главе с Киевом, а также Чернигова, Смоленска. И в этом активно помогала часть запорожского казачества. Русские войска с запорожцами даже доходили до Бреста и Львова, захватывали город Люблин.
Но среди казаков произошел раскол. Началась так называемая Руина. Часть казачьей старшины тянула к Польше, другая – к России, а третьи и вовсе к Османской империи. В общем, началась гражданская война. Появились свои гетманы и, если так можно выразиться, антигетманы. Как в свое время во время раскола в католической церкви были папы и антипапы.
В Москве посольство Богдана Хмельницкого жило в специальном Малороссийском подворье на старинной Покровской улице. В скором времени часть улицы, где находилось подворье, получила название Маросейка. Это искаженное слово Малоросейка, то есть Малороссия. А еще рядом с Маросейкой есть местность Хохлы, где селились малороссы. От них пошли названия Хохловский переулок, Хохловская площадь.
Открытие пешеходной зоны на Маросейке и Покровке.
И напоследок – небольшая зарисовка о суде в Запорожской Сечи. Самыми страшными проступками, за которые назначалась казнь, считалось воровство у товарища и утаивание части военной добычи. Другие же дела судил да рядил куренной атаман. Наказанию подлежали драки, пьянство во время похода, нарушение субординации. В шатре атамана круглый год хранилось три набора гирь: для легких, средних и тяжелых провинностей. Допросив обвиняемого, истца и свидетелей, атаман устанавливал степень вины в гирях. К примеру, драка в шинке считалась легким проступком и наказывалась одной легкой гирей. Две драки — двумя и т. д. Пререкание с начальством приравнивалось к средней гире. Пьянство во время похода считалось тяжелой провинностью. Казак, напившийся в кабаке или оскорбивший есаула, получал полный комплект гирь. Эти гири привязывались к поясу осужденного, его сажали в лодку, вывозили на середину Днепра и бросали в воду. Простые пьяницы под смех товарищей легко доплывали до берега. Совершившие же тяжкий грех камнем уходили под воду. Бывало, и тонули. Гирь-то сколько на них навешено было! Но случалось, что какой-нибудь силач выбирался из Днепра и с полным комплектом гирь. Тогда куренной атаман с ухмылкой качал головой и говорил: "Не приемлет вода стервеца!".
В этом выпуске вы также услышите:
– Доходы и расходы императорской семьи при Николае II.
– Первый шахматный компьютер.
Слушайте полную версию программы:
Обсудить
Рекомендуем