Авторы

Что на Западе блицкриг, то на Востоке – смерть. Из опыта двух Мировых

Многовековую мечту о Царьграде резко оборвали большевики, заявив, что они против тайной дипломатии и рвут договоры свергнутого царя о Константинополе и проливах.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В этот день, … лет назад
Восемнадцатого марта 1915 года было заключено секретное англо-франко-русское соглашение о проливах.
Документ, казалось, радикально и окончательно решал многовековой "Восточный вопрос". Он предусматривал включение Константинополя, проливов Босфор и Дарданеллы, а также Западной Армении, Восточной Пруссии с Кенигсбергом, части Галиции в состав Российской империи. Впрочем, Турция сама себя поставила перед такой мало радостной перспективой, вступив в войну на стороне Германии. Ведь Лондон и Париж всегда выступали против русских притязаний на Константинополь и проливы.
Конечно же, британцы и французы делали такой "щедрый" подарок России за счет Османской империи не просто так. Западный фронт трещал по швам, немцы вот-вот могли взять Париж – им была необходима русская военная помощь. И передача России Царьграда, по мысли союзников, должна была стать дополнительным стимулом для Петербурга, чтобы довести мировую войну до победного конца. Лондон и Париж через своих разведчиков узнали, что Германия ищет контакты с Россией для переговоров о возможном заключении некоего перемирия.
Дарданелльский пролив в районе города Чанаккале
Для союзников это была бы настоящая катастрофа! В таких условиях они готовы были отдать русским не только Константинополь с проливами, а еще в придачу и полмира. Ну, или, по крайней мере, пообещать. И не надо думать, что Британия и Франция остались в накладе – они себе выговорили большие зоны влияния и территории в Европе и на Ближнем Востоке. Впрочем, Второй Рейх сам обрек себя на неизбежное поражение в мировой войне. Почему? Тут надо вернуться в довоенную Германию.
Был такой у рейха начальник Генерального штаба Альфред фон Шлиффен. В 1905 году он разработал план, который в истории известен как "План Шлиффена". Он был применен германскими войсками и в Первой, и во Второй мировых войнах.
Вкратце суть его такова: Шлиффен понимал, что для Германии губительна война на два фронта. Поэтому на Западе нужен блицкриг – за 39 суток, во время летней кампании. Германия неожиданно нападет на Францию с севера и востока, берет Париж, а потом быстро перебрасывает войска на восток – против России – и всей своей мощью разбивает русских.
Участник торжественных меропритий, посвященных 100-летию окончания Первой мировой войны, на кладбище Моранж, Франция
На бумаге все казалось идеальным. У Франции армия гораздо слабее немецкой, англичане на помощь вовремя не подоспеют. А Россия, по мнению Шлиффена, будет очень долго проводить мобилизацию из-за своих огромных расстояний. Резюмируя "план Шлиффена", кайзер Вильгельм II самодовольно сказал: "Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге".
Но план провалился еще в 1914 году: Франция и Британия оперативно приняли ряд контрмер, устроили наперегонки с немцами "бег к морю" и тем самым втянули германскую армию в затяжную позиционную войну. Россия же мобилизовалась значительно быстрее, чем предполагали в Берлине, и немцам пришлось перебрасывать войска на Восточным фронт.
И то, от чего предостерегал Шлиффен (к счастью для него умерший накануне претворения его плана в жизнь), случилось – Германия вела войну на два фронта.
Позднее Гитлер и его Генштаб усовершенствовали "план Шлиффена". Казалось, все предусмотрели. Сначала весь удар был нанесен по Франции. Блицкриг на Западе был полностью выполнен меньше, чем за месяц. А вот на востоке... Впрочем, о результатах гитлеровского блицкрига против Советского Союза говорить излишне: что на Западе для немца блицкриг, то на Востоке – смерть...
Тела погибших германских солдат. 1915 год
По одной из известных версий, шуточная поговорка "что русскому здорово, то немцу смерть" появилась во время взятия А.В. Суворовым Варшавы в 1794 году. Об этом рассказывал в своих воспоминаниях литератор, военный, участник войн против Наполеона Фаддей Венедиктович Булгарин.
Наши солдаты вынесли из горящей аптеки на улицу бутыль, попробовали, что в ней находится, и стали распивать, похваливая: славное винцо! В это время проходил мимо коновал нашей артиллерии родом из немцев. Думая, что солдаты пьют обыкновенную водку, коновал взял чарку, выпил единым духом – и тут же свалился, а через несколько времени и умер. Оказалось, что это был чистый спирт! Когда Суворову донесли об этом происшествии, он сказал: "Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!"
Но это так, небольшое "лирическое" отступление. А в 1915 году Британия и Франция понимали: лучше отдать России чужие (османские) земли, чем потерять свои, кровные, в случае взятия немцами Парижа.
После Февраля 1917 года министр иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюков добился от союзников подтверждения соглашения 1915 года. Однако после Октябрьской революции В.И. Ленин подписал 3 декабря (20 ноября) 1917 года обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока (Обращение Совета Народных Комиссаров)", в котором обнародовал детали секретного англо-франко-русского соглашения: "Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, – ныне порваны и уничтожены".
Кинокадр "В.И. Ленин произносит речь на открытии временного памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу на площади Революции в день празднования первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции"
И, наконец, последняя цитата. Из книги Уинстона Черчилля "Мировой кризис": "Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была уже на виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена…
Согласно поверхностной моде нашего времени, царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен был исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна… Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Обсудить
Рекомендуем