Такого успеха даже Ангела Меркель не знала. Причем и в лучшие свои годы. Чтобы одновременно все ведущие газеты всех стран ЕС. И все – на самом видном месте. Последний раз так синхронно и первополосно фамилия Макрона пропечатывалась в европейской прессе сразу после его победы на выборах. Но тогда писали о нем. Теперь он сам взялся за перо. Об этой его статье предупреждали намного заранее. Хозяин Елисейского дворца как раз тогда несколько потерялся из виду. А эти анонсы служили доказательством того, что лидер Франции не спрятался от проблем, он крепко держит руку на ручке. Различные утечки давали понять, что готовится нечто грандиозное.
На выходе получился почти манифест. Одно название чего стоит. "За европейское возрождение". Звучит, как слоган избирательной кампании. Собственно, о ней и речь. Глава Пятой республики представил развернутый план мобилизации всех "здоровых сил" на последний и решительный бой. Майские выборы в Европарламент он так видит. И в его случае это совсем не сгущение красок. Ко всем оттенкам желтого еще и движение Марин Ле Пен сравнялось с его партией по рейтингу. Поэтому ему крайне важно стать в Страсбурге первым, коль уверенно быть им в Париже уже не получается.
Вот и решил он обрисовать свою личную политическую проблему широкими мазками. "Со времен Второй мировой Европа не была в такой опасности", – пишет Макрон. "Национализм – это деструктивный проект, он ничего не предлагает", – показывает он пальцем на главного противника европейского единства. Не в пример ему, у самого Эммануэля предложений на целую газетную колонку. И все, как он любит, построенные в лучших традициях французской лингвистики. Образно, красочно, не без пафоса. В общем, "садись – пять", – должна была бы оценить слог учительница первая его. И читательница, видимо, тоже, поскольку – жена.
Все прочие вряд ли станут зачитывать статью до дыр. Хотя бы потому, что она изначально из них состоит. Куда ни глянь – провал. Brexit – это зловещий символ. Трамп – не указ. И только Китай – почему бы и нет. О России ни слова. Если, конечно, не считать слова о создании "Европейского агентства по защите демократий" от вмешательства в выборы. Еще он хочет запретить иностранцам финансировать европейские партии, блокировать доступ в ЕС компаниям, угрожающим его интересам, поправить Шенгенское соглашение, открыть европейский офис по делам беженцев, организовать общую пограничную полицию. И вишенкой на торте учредить Совбез ЕС.
Это, видимо, специально для Меркель. Он ей обещал постоянное место в Совете Безопасности ООН. Зато европейский аналог можно будет разместить прямо в Берлине. По прописке его, надо полагать, бессменного председателя. Вероятно, и канцлерин ознакомилась с работой Макрона до ее отправки в тираж. И, скорее всего, благословила своего юного друга поднять знамя борьбы за еврообновление. Он, правда, пишет лишь от своего первого лица. Но он, похоже, того и хочет, чтобы все видели, что один на поле он. А сколько их должно быть? Все остальные обязаны слушать и повиноваться.
Кстати, насчет слушать. Программные установки Эммануэля вполне заслуживают того, чтобы их назвали "мартовскими тезисами". И не только по аналогии с "апрельскими" у Ленина. А именно потому, что по природе своей они такие же мартовские, как и коты. Он ведь тоже как бы будит Европу с высоты своего положения. Хотя собственное политическое либидо его волнует гораздо сильнее.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik