В праздничном убранстве улицы Солсбери. В смысле на них ни души. До блеска начищен шпиль. А вдруг хоть "агенты ГРУ" клюнут. Отдельные слова благодарности местным жителям за то, что хотя бы они не перевелись, от премьера Британии. Редкий город в королевстве удостаивается такой чести. Впрочем, ни один из них не может и соседством с военной лабораторией похвастаться. Жаль, открытие нехорошего дома не успели торжественно приурочить. 13 тысяч часов потратили на его "стерилизацию" – устранили все, вплоть до домашних животных. Но не заселили.
Зато пообещали, что в нем непременно будет кто-то жить-поживать. Но уже точно не его бывший хозяин. Ему, говорят, стало хуже. Где – не говорят. Никто не знает также, а было ли ему когда-нибудь лучше. И не только после той злополучной пиццерии, а в принципе. Его дочку хотя бы показали. Потерянную, блуждающую, инвазивную и глубоко угнетенную, но живую. "Хочу вернуться в Россию", – сказала она тогда. И это были единственные слова, которые она сказала и от себя лично. Вероятно, слишком искренне и совсем не так, как договаривались. Поэтому и ее убрали.
С ними или без, но Солсбери все равно сегодня переживает первую годовщину второго рождения. Не то чтобы праздник, но отметина. Что он видел до 4 марта 2018-го года? Собор, Стоунхендж, туристы, обыденность. А теперь – туристов нет, зато есть мировая слава. Благодаря ему А234 – это всем известно в целом мире. А234, А234, а не шесть, а не семь – это ясно всем. Хотя и не ясно, сколько же их все-таки было – этих "грушников-ликвидаторов": два, три, пять, семь? С тех пор Британия живет по своему особому счету и особому календарю. Январь, февраль, Скрипаль, апрель так и не наступил, потому что Мэй начала наступать, и так будет до Brexit'а.
Переименования заслужил и сам Солсбери. Например, в Петрово-Боширск. Или, чтобы сохранить ему окончание, в Крэнбери. Что значит "клюква". Развесистая "клюква" про русских. Ведь тот пасмурный весенний день изменил совсем не только этот городок. В этом месте напрашивается что-то драматически глобальное, мол, "еще и мир". Но мир-то как раз остался прежним. Просто на Западе вылезло наружу все, что там раньше хотя бы пытались скрывать. Не приходя в сознание, они сами себя лишили еще и подсознания. Они его вскрыли. Нет теперь белых пятен. Одни черные.
Известно все. И даже больше чем надо. Вариантов "расправы со Скрипалями" столько, что каждый может выбрать свой в соответствии со своими вкусами, наклонностями, страхами, уровнем русофобии, знанием русских традиций, воспитанием и IQ. У Лондона получилась классическая пластилиновая история. Идею этой сказки, а может, и не сказки, поймет не только взрослый, но даже карапуз. Лепить можно, как угодно. Но только из России – врага. Впрочем, эта провокация, даже при всей нашей непричастности к ней, все-таки позволила нам показать свой великодушный характер. Ведь выяснилось, что нам даже предателя жалко.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik