В разношерстной толпе бесчисленных американских демократов, каждый из которых для себя уже решил, что сорвать скальп с такого-то Трампа – раз плюнуть, наконец, появился настоящий "охотник". О желании участвовать в президентской гонке объявил старый добрый Берни Сандерс. Пусть он стал еще на пару лет старше, но для Штатов это все та же "свежая кровь". "Во время прошлой кампании мы начали политическую революцию, и настало время ее продолжить". Дал понять он, что не было у революции конца.
Он как многолетний коньяк. Выдержанный, но открытый. Время уже не улучшает его качества, но позволяет держать марку. Пока совсем не выдохся. С 1991-го не спускается с Капитолийского холма. Попытался было в 2016-м в Белый дом – не пустили. Причем свои же. "Бунтовщик хуже Пугачева", он тоже был кандидат-сенсация. И сенсация не меньшая, чем Трамп. А в какой-то момент даже большая. Опросы сулили ему победу над миллиардером в очной схватке. Не довелось. Джентльмен – уступил даме место в финале. Слишком поздно узнал, что она-то с ним поступила не по-джентльменски.
Но, как говорится, кто старое помянет. Хотя его фамилия практически не сходит с первых полос. Правда, принадлежит она не ему, а пресс-секретарю Белого дома Саре Сандерс. И это единственное, что ему теперь всякий раз придется уточнять на встречах с электоратом: они – не родственные души. Для него Трамп – не "богоизбранный", как сказала она однажды, а "самый опасный президент в современной истории США". Но в кампанию он идет не только для того, чтобы его свергнуть. Много чести. А все для того же, чтобы "перестроить страну и создать правительство, основанное на экономической, расовой, социальной и экологической справедливости".
То есть он ничуть не изменился, этот Берни. Все такой же социалист-идеалист. И возраст – не помеха. Помехой была Клинтон. Точнее, штаб демократов, который его ради нее слил. Но теперь нет ни той Клинтон, ни того штаба. Хотя он для демократов по-прежнему какой-то левый. Поэтому сольют его еще раз, к хакеру не ходи. Он и не пойдет. От демократов. Пойдет как независимый кандидат. Со своим устойчивым, как принято называть, "ядерным" электоратом. И это по-прежнему те, кто только жить начинает. Студенты, говорят, от него без ума.
Другое дело, что его года – это не его предвыборное богатство. В 2020-м ему 79. Байден, который тоже может номинироваться – почти ровесник. Но ему в случае победы даже напрягаться не придется. Дать задний демократический ход и все. Дальше – по накатанной. На это и одного срока хватит. А Берни-то революцию затевает. Дело хлопотное, нервное. Долгое. Хватит ли сил. А тогда зачем начинать, могут решить избиратели.
Тем не менее, Сандерс – это проблема. Через 12 часов после выдвижения в его предвыборной копилке уже было свыше трех миллионов долларов пожертвований. Больше, чем у всех, кто объявился до него, вместе взятых. И Трампу надо с этим что-то делать. Или с этой. Может, переименовать Сару в Берни и пусть дальше несет всякую чушь. В итоге народ совсем запутается: кто есть кто.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik