Культура

"Дневник читателя". Кто остался с "НОСом"? Итоги дебатов 2018

Юбилейную, десятую, премию "НОС" получила Мария Степанова за роман "Памяти памяти". Как проходили дебаты, за кого голосовал зал и какую книгу все же считать "новой словесностью" 2018 года – ищем ответы в эфире радио Sputnik.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Участники:
– Анна Наринская, критик, председатель жюри премии "НОС";
– Екатерина Шульман, политолог, член жюри премии "НОС";
– Вячеслав Суриков, редактор отдела культуры журнала "Эксперт";
– Агнешка Пиотровска, переводчик, член жюри премии "НОС";
– Марина Давыдова, театральный критик, член жюри премии "НОС".
Ведущая: Наталья Ломыкина.
___________________________________________________________________________________
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
В Москве прошли финальные дебаты премии "НОС" ("новая словесность" и "новая социальность"). Самая демократическая и открытая на сегодняшний день литературная премия, где победитель определяется в ходе публичных дебатов при участии зрителей и экспертов, отметила первый юбилей. "НОСу" –10 лет. По этому поводу приодетый господин Нос сидел на сцене театрального центра на Страстном в мягком кресле и пил чай из чашки в крупный красный горох, а на сцене время от времени появлялся торт. Впрочем, смотреть на виновника торжества быстро перестали – публика переключилась на дебаты. Вниманием зала завладела критик Анна Наринская и ее коллежанки (так в итоге решили называть членов женского жюри этого сезона).
Сильный женский голос в прозе и принципиально новый разговор о памяти – так сформулировали две основные литературные тенденции нового сезона. Действительно, семь из десяти книг короткого списка написаны женщинами, что весьма примечательно. И эти женщины иначе, по-новому говорят о прошлом, – сформулировала Анна Наринская (фрагмент ее выступления можно услышать в этом выпуске).
В коротком списке "НОСа", напомню, были: "Рассказы" Наталии Мещаниновой, роман "Раунд" Анны Немзер, "Памяти памяти" Марии Степановой, сборник "Открывается внутрь" Ксении Букши, "Родина слоников" Дениса Горелова, "Моабитские хроники" Юрия Лейдермана, "Калечина-Малечина" Евгении Некрасовой, "Нас украли. История преступлений" Людмилы Петрушевской, "Вещи и ущи" Аллы Горбуновой и "iPhuck 10" Виктора Пелевина.
Список, надо сказать, классный. Пожалуй, лучший короткий список "НОСа" за всю историю премии, и я настоятельно рекомендую обратить на него внимание. Это интересная, важная литература сегодняшнего дня, а не "пыльная вчерашка", как говорит переводчик Анастасия Завозова. В финал действительно вышла новая современная словесность, и жюри было из чего выбрать. Но все пошло, увы, по предсказуемому сценарию.
Виктор Пелевин (а за него, конечно, редактор "Эксмо") унес сразу два приза – приз читательских симпатий и награду от регионального ответвления премии "Волга-НОС", там дебаты прошли чуть раньше, 1 февраля. Ну что же, к выбору читателей вопросов никаких – "iPhuck10" действительно один из лучших романов Пелевина. И тот, кто дочитал до финальной сцены, просто не может с этим не согласиться, потому что любовного эпизода такой силы у Виктора Олеговича еще никогда не было. Ну и ясно, что для читателей, голосовавших онлайн, Пелевин еще и одна из самых узнаваемых фамилий из списка, что имеет значение.
Потом были дебаты, и предлагаю послушать выступление члена жюри, политолога Екатерины Шульман, которая сама себя объявила "широким читателем с мороза", но копала глубоко и критиковала умно и обстоятельно, как она умеет.
После голосования членов жюри и зрителей в зале одинаковое количество голосов набрали рассказы дебютантки Натальи Мещаниновой (сборник так и называется – "Рассказы") и "Памяти памяти" Марии Степановой, которая уже получила "Большую книгу" и читательский приз "Ясной Поляны".
И вот тут, в этом самом месте, когда был объявлен суперфинал, члены жюри, на мой взгляд, должны были встать и сказать, что поскольку премия называется "Новая словесность", а большой, важный и, как вы все видите, замеченный жюри текст Марии Степановой уже получил в этом сезоне "Большую книгу", то мы его отмечаем, а приз даем Наталье Мещаниновой, за которую, кстати, активно голосовали зрители в зале, то есть писатели, издатели, критики и другие неслучайные люди.
Но ничего подобного не произошло. Кинематографист Наталья Мещанинова, автор сценариев к фильмам "Еще один год" и "Аритмия", осталась с носом, а премию получила Мария Степанова, которой на финальной церемонии даже не было. Если честно, такое решение жюри вызывает недоумение. Мы обсуждали его сразу после вручения с редактором отдела культуры журнала "Эксперт" Вячеславом Суриковым и продолжили этот разговор в студии.
Член жюри, переводчик Агнешка Пиотровска в своем выступлении подчеркнула, как рада, что в финал премии вышло так много текстов, написанных женщинами: "Эта половина человечества как-то долго молчала".
А театральный критик и член жюри Марина Давыдова обратила внимание на то, что почти все произведения шорт-листа премии – исповедальная проза. Фрагменты выступлений членов жюри премии можно услышать в этом выпуске.
Специальный приз критического сообщества получила Людмила Стефановна Петрушевская с романом "Нас украли. История преступлений". Координатор совета критиков Лев Оборин рассказал, что и там голоса разделились практически поровну между дебютанткой Мещаниновой и современным классиком Петрушевской. В итоге решили оперировать только текстами и выбрали "Нас украли. История преступлений". "Понятно, что Петрушевская создает язык, в котором возможна, в том числе, и Мещанинова, и довольно сложно выбрать вторую, обходя первую", – процитировал Лев Оборин мнение критика Лизы Биргер.
И все же – какой основной итог открытых дебатов премии "НОС" юбилейного сезона? И профессиональное жюри, и критическое сообщество отметили яркий литературный дебют сценаристки Натальи Мещаниновой. "Голос редкой чистоты и силы" – как писала в рецензии на "Рассказы" Галина Юзефович ("Срываясь то в крик, то в стеб, то почти в стихи, Мещанинова пишет текст непристойно личный, страшный, как романы Стивена Кинга, и в то же время отточенный, как трагедии Расина"). Небольшую книжечку исповедальных рассказов Натальи Мещаниновой и предлагаю считать новой словесностью теперь уже окончательно завершившегося литературного сезона 2018 года.
Обсудить
Рекомендуем