В XXI веке почти повальный интерес к реалистическому искусству XIX века кажется удивительным – как будто XX век со всеми его "измами" ничуть не изменил людей. Но у Архипа Куинджи есть два "извиняющих обстоятельства". Во-первых, его реалистическое искусство в высшей степени поэтизировано. Во-вторых, мастерство художника исключительно, а мастерство – неустаревающая ценность. (Извините за трюизмы.) На мой взгляд, наиболее притягательны у Куинджи густые закатные этюды и бесконечные вариации на тему воздушного пространства.
Правда, есть у выставки Куинджи в Третьяковке один недостаток, который, впрочем, легко превращается в достоинство. При довольно плотной развеске картин и обилии публики в залах (скажем прямо: толчее) приходится ждать индивидуального наслаждения. Так просто не припадешь к лунной дорожке и не вдохнешь полной грудью с высокого волжского откоса. Слишком многие хотят сделать ровно то же самое. Ну или выкроить момент, чтобы снять со стены пейзаж и пройти с ним на выход. Как это сделал один чудак, которому теперь наверняка "припаяют" за кражу, пусть и без взлома.
Впечатления от выставки Куинджи и рассказ о премьере в Театре.doc – смешном и злом, нежном и страшном спектакле #Мамуйди – в очередном выпуске подкаста "АртВывих".
Подкаст радио Sputnik "АртВывих". Слушайте в ITunes или в Google Podcasts