Тридцать первого января 1714 года Петр I учредил в Санкт-Петербурге Кунсткамеру – старейший музей России. Царь же и положил начало этой коллекции. Из заграничных поездок он привозил всевозможные приборы, астрономические инструменты, модели кораблей и машин, чучела животных и птиц, анатомические редкости и аномалии. Потом Петр повелел присылать диковинки из разных уголков России.
Кунсткамера (Музей Антропологии и этнографии) в Санкт-Петербурге
В 1719 году Кунсткамера открылась для публики. Но народ был непривычен к посещению таких заведений. Тогда царь распорядился выдавать при входе в Кунсткамеру угощение – либо чашку кофе, либо рюмку водки. На это даже были выделены из казны специальные средства.
Музей не раз страдал от огня. Так, знаменитый пожар в 1747 году уничтожил всю этнографическую коллекцию, а также первый в мире "глобус-планетарий". Так называемый Готторпский глобус подарил Петру герцог Кристиан Август Гольштейн-Готторпский. В него можно было залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр глобуса – 3 метра, вес – 3,5 тонны. После пожара его долго восстанавливали.
В коллекции Кунсткамеры помимо всяких уродцев есть зубы, вырванные лично Петром I, который, как известно, был большим любителем стоматологии. За границей ему подарили набор зубоврачебных инструментов. И не дай Бог если кто из окружавших царя скажет о больном зубе или просто будет держаться за щеку. Петр тут же доставал свои инструменты – и в большинстве случаев несчастному не удавалось отвертеться от "услуг" царя-дантиста.
"Портрет Петр I" (Яков Хоубракен, 1718 г.)
Два зуба в коллекции Кунсткамеры принадлежали царевичу Алексею. Пока отец удалял больной зуб, Алексей сильно кричал. Рассказывали: чтобы воспитать характер своего сына, Петр I вырвал ему и второй, совершенно здоровый зуб. Неизвестно, помогло ли такое "воспитание".
В Кунсткамеру Петр приказал поместить голову своей фаворитки Марии Гамильтон, казненной за детоубийство. Потом царь добавил еще одну отрубленную голову – Виллима Монса, казненного любовника Екатерины I. Впрочем, уже в более поздние времена отрубленная голова Гамильтонши, как ее звали в народе, куда-то пропала. Хотя, вполне возможно, что это лишь выдумки. Говорят, обе головы закопали в подвале музея.
Напоследок еще одна страшная легенда о Кунсткамере: якобы в одном из залов есть часы. Красивые, из красного дерева. Механизм давным-давно сломан. Но сотрудники музея наблюдают странную картину: часы периодически начинают работать. При этом стрелки движутся в обратном обычному направлении. Дойдя до отметки "9:45" останавливаются. Считается, что это верный знак того, что вскоре кто-то из сотрудников музея умрет…
Вот такая она – Кунсткамера! Поди попробуй отличить в ней причуды природы от вымысла людей! Сегодня – это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Экспонаты Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
А частью этого научного учреждения был Музей по изучению женщины. Его создали при Академии наук СССР 15 марта 1927 года. Сразу возникает масса вопросов: а почему музей? А почему не научно-исследовательский институт с лабораториями, профессорами и аспирантами? Представляете звание: доктор женоведческих наук или профессор феминологии…
Кстати, а почему только женщины? А как же с музеем по изучению мужчин? Или это такой "примитив", что и изучать-то, собственно, нечего? Тем более, как заметил Андре Моруа, что никчемные мужчины за две тысячи лет даже не смогли выдумать восьмой смертный грех.
Еще помнится, что в 1922 году после закрытия московского Новодевичьего монастыря в его стенах был открыт "Музей раскрепощения женщины". Тоже интересно. Сразу вспоминается лозунг из фильма "Белое солнце пустыни": "Долой предрассудки! Женщина – она тоже человек!". И слова Сухова: "Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь господина. Называйте меня просто – товарищ Сухов. Забудьте вы свое проклятое прошлое! Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг".
В 1926 году "Музей раскрепощения женщины" преобразовали в историко-бытовой и художественный филиал Государственного исторического музея. А Музей по изучению женщины тоже просуществовал недолго. Он стал, как уже говорилось, частью Музея антропологии и этнографии Академии наук.
В этом выпуске вы также услышите:
– Введение Лениным григорианского календаря.
– Гарнерень. Из истории воздухоплавания в России.
– Открытие Антарктиды.
Слушайте полную версию программы: