Сколько течет российский газ по трубопроводам, столько и будет о нем спорить Украина. Раньше Киеву цена транзита не нравилась, теперь, теряя и это, он пытается договориться, чтобы хоть какие-то поставки остались. И российская сторона готова идти навстречу, только если Украина сможет обеспечить приемлемые условия. Это значит, что новый контракт, если он будет, должен стать коммерчески привлекательным, а украинская ГТС должна работать по четким правилам, известным заранее, заявил после трехсторонней встречи в формате Россия-Украина-Еврокомиссия министр энергетики России Александр Новак.
Вроде бы ничего сложного. Даже в "Нафтогазе" заявили, что услышали кое-что новое для себя, и обещали подумать над предложением. Только стоило бы поторопиться: в этом году заканчивается действующий контракт, вовсю строится "Северный поток-2", который, естественно, возьмет на себя часть поставок, шедших раньше через Украину. Так что перспективы пока весьма туманные, а времени на раздумья у Киева остается все меньше.
А риски для транзита тем временем растут. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что запасы газа в украинских хранилищах сокращаются – сейчас на 1,32 миллиарда кубометров меньше, чем год назад.
К тому же, помимо обсуждений, Украина продолжает и судебный спор с Россией – сначала потребовала денег, которые, как считает, недополучила за транзит газа (Стокгольмский арбитраж присудил выплатить больше двух с половиной миллиардов долларов, но "Газпром" требует отмены решения), потом захотела пересмотреть тарифы и оценила свои исковые требования в 12 миллиардов долларов.
Как заявил Александр Новак, чтобы обсуждать контракт, нужно урегулировать эти судебные проблемы. Но в этом вопросе украинцы, которые обещают искать в Швейцарии не найденные судом активы "Газпрома", кажется, настроены не так конструктивно.
Ну что ж, наше дело предложить. А Киев может еще подумать, почти целый год впереди. А когда контракт закончится, а новые условия по вине украинской стороны так и не будут согласованы, можно снова начать жаловаться, обвинять и бежать в суд.
Автор Мария Балябина, радио Sputnik