Безопасность превыше всего. Не будет безопасности – не будет зарплат, пенсий, социальных программ, да и вообще ничего не будет. Отныне примерно такими предложениями наполняются повестки разных свободных стран, когда речь идет о принятии бюджета. Есть мнение, что Россия совсем слетела с катушек, вот-вот на всех нападет и только своевременное увеличение военных расходов еще как-то ее сдерживает.
В Литве такие песни поют уже не первый год. Куплеты немного меняются, но припев остается прежним. Понятно, что сопротивляться вероломным должны простые литовские парни, желательно призывного возраста. Поэтому сначала в стране вернули призыв. Потом призвали. Призванные в шеренгу выстроились – а там одни пустоты – на грузовике лавировать можно. Тогда для уклоняющихся ввели уголовную. А потом выяснилось, что для настоящего призыва как-то непризывно мало средств. Поэтому сделали его в духе времени – гибридным: типа, скажи призыву "потом". Впрочем, одно дело как на практике. В конце концов, главное – как на бумаге. А там вроде все совсем неплохо: говорят, там Россия позорно проигрывает и злится.
А тут вдруг выяснилось, что призыв совсем не избирателен. Суров, но призывен. Он вроде как один для всех, чтоб все на одного, если что. Не пожалели списки личного состава известных спортсменов. Оказался там сын легендарного баскетболиста Сабониса, пока не легендарный, но уже Сабонис (версия "Домантас"), играющий в сборной Литвы и клубе НБА. Там же чемпион мира по плаванию и почти половина сборной Литвы по футболу. Мол, хватит в игры играть, пора и делом заняться. Враг у границ, а вы мячики пинаете да в плавках нараспашку перед одетыми щеголяете.
Федерации забеспокоились. Ребята, говорят, медали завоевывают. И так, считай, служат. Не те медали, товарищи, отвечает им военкомат, не тех металлов. Что значит, к примеру, медаль за третье место, если, скажем, война? Вот что это значит? Нужны другие: "за важность", "за отважность", "за европейские ценности", "за урон Кремлю".
Патриоты, которые обычно любят спорт, особенно, когда там твои побеждают, раскололись. Одни говорят: "ну вот куда Сабониса-то, он большой, в него попасть легко". Другие только рады: "пусть пример будет для чужих детей, чего делать исключения? Исключения только для своих, остальные пусть служат". Третьи считают все это досужим и ломают голову, как правильно использовать бравых ребят.
Сабонис, к примеру, не ко всякому роду войск подойдет. Рост 2,11 метра. В танк не засунешь, в самолет не воткнешь. Окоп рыть замучаешься, скорее вода снизу пойдет, чем сверху макушка скроется. Разве что во флот. Но тут тоже одна незадача – флот создать надо. Причем не простой, а с водоизмещением. В общем, пригодится, поэтому пусть полежит. Т.е. пусть в списках значится, а вопрос "зачем?" надо пока признать прокремлевским, нежелательным и отказаться от его использования.
Автор фельетона Петр Малеев, радио Sputnik, Прибалтика