В минувшем году в Грузии состоялись особенные президентские выборы. Впервые глава государства избирался на шестилетний срок, впервые для выявления победителя потребовался второй тур, впервые президентом Грузии стала женщина – Саломе Зурабишвили. Ко всему прочему, это были последние прямые президентские выборы. После инаугурации Зурабишвили в силу вступила и обновленная грузинская конституция. Согласно изменениям, следующего главу государства будет выбирать уже специальная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей местной власти. Кроме того, теперь полномочия президента значительно урезаются, а премьер-министра – наоборот, возрастают.
Еще во время предвыборной кампании независимого кандидата Саломе Зурабишвили, которую поддержала правящая коалиция "Грузинская мечта – дипломатическая Грузия" называли чуть ли не "кандидатом Кремля". Ей припоминали позицию по грузино-южноосетинскому конфликту 2008 года – Зурабишвили раскритиковала действия президента Михаила Саакашвили. Хотя родившаяся во Франции в семье грузинских эмигрантов и проделавшая огромный путь во французской дипломатии Зурабишвили скорее уж – "кандидат Елисейского дворца" (кстати, чтобы претендовать на президентский пост в Грузии, от французского гражданства ей пришлось отказаться).
И совершенно ясно, что линия Тбилиси на сближение с ЕС и НАТО при Зурабишвили будет продолжаться. Во-первых, об этом избранный президент сказала в инаугурационной речи; во-вторых, это прописано в обновленной конституции. В-третьих, в свой "французский период" избранный президент Грузии представляла интересы Парижа и при ЕС, и при ООН, и при НАТО – это ее поле, на котором она чувствует себя уверенно.
Что касается отношений с Москвой, Саломе Зурабишвили ясно дала понять, что курс остается прежним. В своей первой речи она заявила, что Абхазия и Южная Осетия – оккупированы Россией. Но даже такая резкая позиция избранного грузинского лидера не исключает конструктивного диалога. На это надеется и глава МИД России Сергей Лавров, который достаточно неплохо знаком с Зурабишвили. В ее бытность министром иностранных дел Грузии в 2005-06 годах они проводили переговоры о выводе российских военных баз с грузинской территории. И именно человеческий фактор и высокая дипломатия могут сыграть решающую роль в восстановлении отношений между двумя странами.
Автор Никита Воронков, радио Sputnik