Департамент статистики Эстонии опубликовал данные о том, сколько людей в стране проживают на уровне бедности. Сведения эти не способствуют хорошему настроению. Прежде чем перейти к цифрам, следует отметить, что понятие бедность делится на два подвида, если можно так выразиться. Есть бедность относительная и бедность абсолютная, и обе у нас в стране присутствуют.
К первой категории относятся те, кто может оплатить счета за коммунальные услуги, иногда позволить купить к столу мясо или рыбу, содержать старенький автомобиль и раз в год отдохнуть где-нибудь недалеко от дома, чтобы отпуск получился, как его называют, "бюджетным". И это, пожалуй, все, что может позволить себе такой человек.
Однако есть и те, кто не имеет возможности удовлетворить даже самые простые потребности в еде, одежде и крыше над головой. Это и есть абсолютная бедность. Относительно бедны в Эстонии 295 тысяч человек, что составляет 22,6 процента населения. Бедны абсолютно – 44 тысячи или 3,4 процента. И надо сказать, что количество и первых, и вторых растет. Эти цифры, по сути дела – диагноз того, что называется экономической политикой государства. При всем при том деньги у правительства есть, но тратятся они не на создание новых рабочих мест, не на социальную поддержку малоимущих, а на военные расходы.
Военные расходы – своего рода наркотик правящей элиты: они волнуют, заставляют кружиться головы и делать до неприличия странные заявления, к примеру, о том, что эстонские солдаты – лучшие в мире, и это "общепризнанное мнение". Ну да, конечно, кто бы сомневался. Точнее, кто посмеет в этом усомниться. И тем самым безрассудно бросить вызов лучшим в мире.
Но военная истерия и присутствие зарубежных военных в стране не идут на пользу экономике Эстонии, так как препятствуют привлечению в страну инвестиций. Весьма серьезно на процесс свертывания экономики и уменьшения доходов граждан влияет и длящейся уже два с половиной десятилетия регресс отношений с восточным соседом Эстонии – Россией.
Страна потеряла транзит российских грузов по железной дороге и через морские порты. Ранее была утрачена возможность пользоваться дивидендами от газовых трубопроводов из России в Европу, которые первоначально предполагалось вести через территории стран Балтии и Польшу. Присоединение к антироссийским санкциям лишило выхода на российский рынок множества мелких и средних производителей сельскохозяйственных продуктов и привело к их разорению. Неминуемо вызовет повышение цен на электричество еще один демонстративно политический шаг – отсоединение стран Балтии от единого с Россией и Белоруссией энергетического кольца БРЭЛЛ.
Если добавить сюда и весьма странные преференции для действующих на территории страны скандинавских банков, позволяющие им выводить из-под налогов практически всю прибыль, то трудно назвать все это разумной экономической политикой. Скорее, здесь более подходит термин "экономический идиотизм".
Все это сеет в Эстонии семена бедности, а бедность не просто дискомфортна и унизительна, она лишает человека свободы и чувства собственного достоинства. А еще для общества потребления, в котором мы ныне живем, бедный человек – "лузер", проигравший и поэтому недостойный уважения. Так что вопрос здесь не только в материальном благополучии. А если государство не уважает собственных граждан, то за что ему уважать такое государство? За "лучших в мире" солдат?
Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония